Запросы ГНАУ при встречных проверках

20 июня 2011

ГНАУ утвердила порядок направления запросов в рамках проведения встречных сверок хозяйственных отношений налогоплательщиков

Приказ ГНАУ от 22.04.2011 г. №236 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению органами государственной налоговой службы встречных сверок»

Напомним, что в соответствии с п.73.5 НКУ в целях получения налоговой информации органы ГНС имеют право проводить встречные сверки данных хозсубъектов в отношении налогоплательщика. Такие сверки заключаются, в частности, в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов хозсубъекта в целях документального подтверждения хозотношений с налогоплательщиком, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете.

Встречные сверки не являются проверками и проводятся в порядке, определенном постановлением КМУ от 27.12.2010 г. №1232 – путем направления запросов органу ГНС или налогоплательщику о предоставлении информации и ее документального подтверждения.

Пока ГНАУ приказом от 22.04.2011 г. №236 в целях введения единого порядка направления и учета запросов на проведение встречных сверок утвердила Методические рекомендации по организации и проведению органами ГНС встречных сверок.

Необходимость проведения встречных сверок хозсубъектов определяется должностными (служебными) лицами органов ГНС по результатам проведенного анализа данных и установленных расхождений в налоговых декларациях, автоматизированных информационных системах органов ГНС (АИС ГНА Украины, Система автоматизированного сопоставления НО и НК, Единый реестр налоговых накладных и пр.), а также анализа налоговой информации и документов, полученных из внутренних (в т.ч. от подразделений налоговой милиции и пр.) или внешних источников (в т.ч. от налогоплательщиков), которые свидетельствуют (могут свидетельствовать) о нарушении такими налогоплательщиками налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Стоит отметить, что направление таких запросов не ограничено ни их числом, ни количеством хозсубъектов, информация о которых может требовать встречной сверки. Тем более что в первую очередь такая информация запрашивается у налогового органа контрагента, а уже затем – у самого налогоплательщика.

Решение о нецелесообразности последующего проведения (инициирования проведения) встречных сверок может быть принято, в частности, в связи с ликвидацией налогоплательщика, подтверждением в полном объеме хозотношений с хозсубъектом по первой цепочке прохождения ТМЦ (работ, ЦБ, НМА и пр.) при отсутствии сомнений в их дальнейшем прохождении от производителя (импортера) к конечному потребителю и пр.

В соответствии с Постановлением КМУ №1232 срок для ответа по таким запросам составляет один месяц, следующий за днем поступления хозсубъекту запроса. Таким образом, стоит хранить полученные письма со штемпелем почты о получении и другие документы, подтверждающие дату получения запроса.

По результатам проведения встречной сверки составляется Справка, которая подписывается и вручается хозсубъекту.

Если по результатам такой сверки реальность операции не подтверждается, орган ГНС принимает меры по проведению внеплановых проверок.

Наталия КАНАРЕВА, «Дебет-Кредит»
Категории:Новости Tags: