Новый закон о занятости: что нужно знать бухгалтеру
15 августа 2012 года подписан новый Закон №5067-VI от 05.07.2012г. «О занятости населения», который вступит в действие с 1 января 2013 года. Одновременно утратит силу действующий сейчас Закон №803-XII от 01.03.1991г.
Рассмотрим основные положения Закона, которые должен иметь ввиду бухгалтер.
Предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 лиц будет установлена квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год для трудоустройства представителей социально незащищенных слоев населения (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста). Категории граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, перечислены в ч.1 ст.14 Закона о занятости. К ним относятся:
- Один из родителей или лицо, которое их заменяет, и:
- имеет на содержании детей в возрасте до шести лет;
- воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;
- содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности).
- Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки.
- Лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения.
- Молодежь, которая окончила или прекратила учебу в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение шести месяцев по окончании или прекращении учебы или службы) и которая впервые принимается на работу.
- Лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст.26 Закона №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» осталось 10 и менее лет.
- Инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста, установленного ст.26 Закона 1058.
- Лица, которым исполнилось 15 лет и которые при согласии одного из родителей или лица, их заменяющего, могут в качестве исключения приниматься на работу.
В соответствии с действующим Законом, для трудоустройства социально незащищенных граждан квота (до 5% общего количества рабочих мест) устанавливается местными органами власти по представлению центров занятости. С 1 января работодатели самостоятельно будут рассчитывать квоту, с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях. Работодатели могут обратиться за содействием в поиске лиц данной категории граждан с целью их трудоустройства в центры занятости. О трудоустройстве социально незащищенных граждан необходимо будет ежегодно информировать центр занятости.
Что касается ответственности за невыполнение квоты, в соответствии с ч.2 ст.53 Закона в случае невыполнения в течение года квоты, за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве с работодателя будет взиматься штраф в 2-кратном размере минимальной зарплаты. То есть, штраф предусмотрен не за невыполнение квоты, а за необоснованный отказ в трудоустройстве неконкурентоспособных граждан в случае невыполнения квоты в течение года.
Новый Закон о занятости предусматривает льготы по уплате ЕСВ.
Так, работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно осуществлял им выплату заработной платы в размере не меньше чем три минимальных зарплаты за каждое лицо, в течение следующих 12 календарных месяцев, при условии сохранения уровня заработной платы, компенсируют фактические расходы в размере 50% суммы начисленного ЕСВ за каждое лицо. В случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.
Льгота по ЕСВ предусмотрена также для работодателей, которые будут трудоустраивать на новые рабочие места на срок не менее двух лет недостаточно конкурентоспособных граждан (относящиеся к этой категории указаны выше) по направлению центра занятости. При выполнении условий ст.26 Закона такие работодатели должны получать компенсацию в размере фактических расходов на уплату ЕСВ в течение года со дня трудоустройства за каждого такого работника.
Субъекты малого предпринимательства смогут претендовать на получение компенсации в размере фактических расходов на уплату ЕСВ в случае трудоустройства безработных на срок не менее двух лет по направлению центров занятости на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности (перечень приоритетных видов экономической деятельности будет определен КМУ).
Право на такие компенсации имеют лишь те работодатели, которые не имеют задолженностей по уплате ЕСВ и/или пенсионных взносов.
Под новым рабочим местом следует понимать рабочее место, которое создано в связи с созданием нового субъекта хозяйствования (кроме созданного путем прекращения) или увеличением штатной численности работников при условии отсутствия сокращения (уменьшения) среднемесячной численности за предыдущие 12 месяцев, а также создано путем модернизации или изменения технологии производства, требующих новых знаний, навыков и умений работника.
Изменения коснулись объявлений о вакансиях. С нового года будет запрещено выдвигать какие-либо требования дискриминационного характера, указывать возраст и пол кандидатов, кроме специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола. В случае нарушения указанных требований рекламодатель платит в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.
Много нововведений касаются субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по посредничеству в трудоустройстве. Государственный центр занятости будет вести специальный перечень таких субъектов. Закон обязывает посредников в трудоустройстве сотрудничать с центрами занятости, в частности, путем заключения договоров о сотрудничестве по отдельным направлениям деятельности, в том числе для обмена данными о вакансиях. Кроме того, в центры занятости нужно будет подавать сведения о численности трудоустроенных лиц.
Посредникам по трудоустройству запрещается получать оплату услуг от граждан. Оплата услуг производится исключительно работодателями, которым они предоставлены. Запрещается направлять работников на рабочие места к работодателям, у которых в течение года сокращалась численность (штат), не соблюден норматив численности работников основных профессий, задействованных в технологических процессах производства, привлекаются работники для выполнения работ во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, а также к работам по основным профессиям технологического процесса производства.