Нарушение законодательства о труде влечет за собой уголовную ответственность
Понятие трудового договора, особенности и порядок его заключения определены в гл.III Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ).
В частности, статьей 21 КЗоТ определено, что трудовой договор есть соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Заключение трудового договора оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа о зачислении работника на работу.
Трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказа или распоряжения не было выдано, но работник фактически допущен к работе.
В соответствии со ст.241 КЗоТ в случае заключения трудового договора между работником и физлицом-предпринимателем – такой субъект хозяйствования должен в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе зарегистрировать заключенный в письменной форме трудовой договор в государственной службе занятости по месту своего жительства в порядке, определенном Министерством труда и социальной политики Украины.
Использование наемного труда без официального оформления трудовых отношений влечет за собой другие нарушения законодательства о труде: не оговариваются продолжительность рабочего времени, начало и окончание работы, предоставление перерыва для отдыха, выходных дней и ежегодного отпуска, размер заработной платы, порядок ее выплаты и начисление индексации, чем нарушаются требования статей 21, 23, 24, 241, 50, 57, 66, 67, 74, 75, 94, 95 КЗоТ, статей 1, 2, 33 Закона Украины «Об оплате труда» и статей 2, 6, 10 Закона Украины «Об отпусках».
Совокупность этих нарушений можно классифицировать как грубое нарушение законодательства о труде, за совершение которого статьями 172, 173, 175 Уголовного кодекса Украины предусмотрено привлечение к уголовной ответственности.
Согласно ст.112 Уголовно-процессуального кодекса Украины по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 172, 173, 175 Уголовного кодекса Украины, досудебное следствие производится следователями прокуратуры.
Общественная опасность нарушений законодательства о труде состоит в том, что она посягает на трудовые права человека, закрепленные Конституцией Украины.
Пострадавшим от этого преступления является работник, то есть лицо, на которое распространяется законодательство о труде Украины и которое является заинтересованной стороной трудовых правоотношений.
Согласно статей 8, 9, 10 Закона Украины №509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» органы ГНС обязаны осуществлять функцию передачи соответствующим правоохранительным органам материалов по фактам выявленных правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции.